Постановление Правительства ХМАО - Югры от 09.02.2013 N 38-п "О плане мероприятий "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"



ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 февраля 2013 г. № 38-п

О ПЛАНЕ МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЕ") "ИЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ
СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ"
Список изменяющих документов
(в ред. постановлений Правительства ХМАО - Югры
от 19.04.2013 № 132-п, от 27.12.2013 № 593-п,
от 23.05.2014 № 193-п, от 20.06.2014 № 225-п,
от 12.09.2014 № 341-п, от 24.10.2014 № 381-п,
от 20.03.2015 № 77-п, от 26.06.2015 № 191-п)

В целях реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 294, Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 2599-р, Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:
(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 12.09.2014 № 341-п)
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (далее - "дорожная карта").
2. Определить Департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ответственным за исполнение "дорожной карты".
3. Департаменту здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры представлять отчеты в Министерство здравоохранения Российской Федерации об исполнении "дорожной карты" и о достигнутых значениях показателей результативности.
4. Утратил силу. - Постановление Правительства ХМАО - Югры от 19.04.2013 № 132-п.

Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.КОМАРОВА





Приложение
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 9 февраля 2013 года № 38-п

ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ИЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ
СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ"
Список изменяющих документов
(в ред. постановлений Правительства ХМАО - Югры
от 23.05.2014 № 193-п, от 20.06.2014 № 225-п,
от 12.09.2014 № 341-п, от 24.10.2014 № 381-п,
от 20.03.2015 № 77-п, от 26.06.2015 № 191-п)

I. Общее описание "дорожной карты"

1. Целью "дорожной карты" "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (далее - "дорожная карта") является повышение качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников.
Для достижения указанной цели предусмотрены мероприятия, направленные на структурные преобразования в целом по отрасли, в том числе мероприятия, направленные на повышение оплаты труда работников отрасли за счет интенсификации труда, оптимизации и реорганизации сети учреждений, внедрения инновационных, малозатратных, стационарозамещающих технологий, введения дополнительных платных услуг населению, оптимизации административно-управленческого персонала, применение графика примерных (индикативных) значений соотношения средней заработной платы отдельных категорий работников государственных учреждений к средней заработной плате по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее также - автономный округ) на период 2012 - 2018 гг.
По состоянию на 1 января 2013 года медицинская помощь населению автономного округа оказывается 167 медицинскими организациями, из них 43 государственных, 123 муниципальных и 1 федеральное учреждение.
По типам медицинские организации подразделяются на 72 больничных учреждения, 17 диспансеров, 43 самостоятельные амбулаторно-поликлинические организации, 14 стоматологических поликлиник, 5 станций скорой медицинской помощи, 4 станции переливания крови, 4 центра медицинской профилактики, 1 центр медицины катастроф, 1 бюро судебно-медицинской экспертизы, 2 санаторных учреждения, 1 дом ребенка.
В 1 полугодии 2012 года принято распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 января 2012 г. № 30-рп "О создании бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Медицинский информационно-аналитический центр".
В 2012 году проведена реорганизация следующих медицинских организаций:
Нефтеюганское районное муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Центральная районная больница" реорганизована путем присоединения к нему Нефтеюганского районного муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Салымская участковая больница";
муниципальное бюджетное учреждение "Амбулатория п. Мулымья" и муниципальное учреждение здравоохранения "Амбулатория п. Половинка" в Кондинском районе реорганизованы в муниципальное учреждение здравоохранения "Центр общей врачебной практики";
муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Лянторская городская больница" реорганизовано путем присоединения к нему муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Сытоминская участковая больница" Сургутского района;
муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Федоровская городская больница" реорганизовано путем присоединения к нему муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Русскинская амбулатория", муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Ульт-Ягунская амбулатория" и муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Локосовская участковая больница" Сургутского района;
муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Поликлиника поселка Белый Яр" реорганизовано путем присоединения к нему муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Поликлиника поселка Солнечный", муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Поликлиника поселка Барсово" и муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Сайгатинская амбулатория" Сургутского района;
муниципальное бюджетное учреждение Зайцево-Реченская участковая больница в Нижневартовском районе реорганизована во врачебную амбулаторию.
По состоянию на 1 января 2013 года в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения автономного округа развернуто 12559 коек круглосуточного пребывания и 3492 места в дневных стационарах.
Скорую и неотложную помощь оказывают 539 выездных бригад скорой медицинской помощи, в том числе 54 специализированных, укомплектованных в соответствии со стандартами оснащения. При амбулаторно-поликлинических учреждениях создано 3 пункта неотложной помощи.
Медицинскую помощь сельскому населению оказывают 52 врачебные амбулатории, 69 фельдшерско-акушерских пунктов, 31 офис врачей общей практики, 7 домовых хозяйств.
Функционируют 5 отделений кризисных состояний, 15 кабинетов социально-психологической помощи, 17 отделений "Телефон доверия".
В 2012 году стационарную медицинскую помощь получили 363424 жителя, из них 74856 детей, в условиях дневных стационаров пролечено 93110 человек, в том числе 20123 ребенка.
Кадровая составляющая системы здравоохранения по состоянию на 1 января 2013 года представлена следующим образом:
обеспеченность врачами - 48,9 на 10 тыс. населения (Российская Федерация в 2011 году - 44,0, Уральский федеральный округ - 99,5), в сельской местности - 19,2 (Российская Федерация в 2011 году - 12);
укомплектованность физическими лицами штатных врачебных должностей - 57,63%, коэффициент совместительства - 1,59 (Российская Федерация в 2009 году - 1,5);
укомплектованность штатных должностей врачей, оказывающих населению первичную медико-санитарную помощь, физическими лицами составляет 85,3%, коэффициент совместительства - 1,14;
обеспеченность медицинскими специалистами со средним профессиональным образованием - 134,9 на 10 тыс. населения (Российская Федерация в 2011 году - 92,4, Уральский федеральный округ - 99,05), в сельской местности - 97,2 (Российская Федерация в 2011 году - 53,6);
укомплектованность штатных должностей медицинских специалистов со средним профессиональным образованием физическими лицами составляет 74,9%, коэффициент совместительства - 1,28. Соотношение врачей к специалистам со средним профессиональным образованием - 1:2,7 (Российская Федерация в 2011 году - 1:2,1).
97,4% врачей имеют сертификат специалиста, а врачей, осуществляющих непосредственно трудовую деятельность, - 100% (Российская Федерация - 90,1%, Уральский федеральный округ - 90,4%). Среди врачей, оказывающих первичную медико-санитарную врачебную помощь, все имеют сертификаты специалиста;
медицинских специалистов со средним профессиональным образованием, имеющих сертификат специалиста, 94,6% (Российская Федерация - 92,1%, Уральский федеральный округ - 93,7%);
квалификационные категории имеют 55,3% врачей (Российская Федерация - 50,9%, Уральский федеральный округ - 50,1%) и 64,4% средних медицинских работников (Российская Федерация - 62,6%, Уральский федеральный округ - 65,4%).
Подготовка специалистов по программам основного и послевузовского образования осуществляется в образовательных учреждениях автономного округа и федерального подчинения, в том числе в рамках целевой подготовки, эффективность которой составляет 93%, по дополнительным образовательным программам - в соответствии с Приказом Минздрава России от 3 августа 2012 г. № 66н "Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков, путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях".
Необходимость повышения эффективности функционирования отрасли здравоохранения, внедрение новых форм работы, направленных на повышение качества предоставляемых населению медицинских услуг, продиктованы следующими территориальными особенностями и структурой населения региона:
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, где проживают 1572651 человек, характеризуется обширностью территории, низкой плотностью населения, труднодоступностью отдаленных населенных пунктов, сезонностью функционирования транспортных путей. Эти обстоятельства обусловливают существование диспропорций в доступности медицинских услуг для городского населения и жителей отдаленных малонаселенных пунктов, доля которых в общей структуре населения составляет 8,4%;
в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре сохраняется позитивный характер демографического процесса, обеспечена положительная динамика основных медико-демографических показателей, регистрируются устойчивое снижение убыли населения, ежегодный рост рождаемости, что наряду с применением новых критериев живорождения Всемирной организации здравоохранения требует ввода новых площадей лечебных учреждений родовспоможения и детства;
структура характеризуется высокой долей трудоспособного населения. Доля граждан, старше трудоспособного возраста, составляет 9,7%, что в 2 раза ниже, чем по Российской Федерации, но отмечается ее ежегодное увеличение. За последнее десятилетие число лиц пенсионного возраста в автономном округе увеличилось более чем в 2 раза. Закономерными последствиями данного социально-демографического процесса является рост сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, инвалидности и смертности населения. Это диктует необходимость реорганизации коечного фонда в соответствии с потребностями населения, открытия паллиативных и геронтологических коек.
2. Задачи "дорожной карты":
2.1. Повышение структурной эффективности функционирования системы здравоохранения.
Для повышения эффективности функционирования системы здравоохранения планируется проведение структурных преобразований, направленных на формирование трехуровневой системы оказания медицинской помощи:
1 уровень - обеспечение населения первичной медико-санитарной помощью, в том числе первичной специализированной медико-санитарной помощью;
2 уровень (межмуниципальный) - оказание специализированной медицинской помощи, преимущественно в экстренной и неотложной форме;
3 уровень (региональный) - оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.
На сегодняшний день система здравоохранения автономного округа представлена преимущественно учреждениями 1 уровня (муниципальные амбулаторно-поликлинические учреждения, станции скорой медицинской помощи, городские и центральные районные больницы) и учреждениями 3 уровня (окружные многопрофильные и окружные специализированные учреждения, станция переливания крови, учреждения медицинской реабилитации и восстановительного лечения, перинатальные центры, дом ребенка).
В этой связи планируется формирование 5 зон медицинского обслуживания населения (2 уровень оказания медицинской помощи) с выделением многопрофильных зональных медицинских учреждений, центральных городских (межмуниципальных) учреждений для оказания специализированной медицинской помощи, в том числе экстренной.
Создание трехуровневой системы оказания медицинской помощи позволит решить следующие задачи:
обеспечение маршрутизации потоков пациентов по единым принципам;
повышение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи, в том числе сельскому населению, посредством сохранения фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, офисов общей врачебной практики с одновременной реорганизацией участковых больниц во врачебные амбулатории с местами дневных стационаров, расширения выездных форм работы, в том числе профилактической;
создание в структуре медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, подразделений неотложной медицинской помощи, работающих во взаимодействии с единой диспетчерской службой скорой медицинской помощи;
развитие этапной системы оказания специализированной медицинской помощи, с маршрутизацией направления пациентов в медицинские организации трехуровневой системы оказания медицинской помощи на основе стандартов медицинской помощи и порядков ее оказания;
оптимизация структуры отрасли путем объединения маломощных больниц и поликлиник и создания многопрофильных медицинских центров;
оптимизация оказания медицинской помощи в стационарных условиях на основе оптимизации структуры коечного фонда медицинских организаций и интенсификации занятости койки с учетом ее профиля, переориентация оказания медицинской помощи на амбулаторно-поликлиническое звено с сокращением случаев необоснованных госпитализаций в стационар;
развитие ресурсосберегающих и стационарозамещающих технологий (дневные стационары, стационары на дому, центры амбулаторной хирургии);
развитие системы оказания медицинской реабилитации и паллиативной медицинской помощи, в том числе детям;
создание единой диспетчерской службы скорой медицинской помощи, обеспечение всех станций (отделений) скорой медицинской помощи автоматизированной системой управления приема и обработки вызовов и использование системы Глонасс;
создание регионального фрагмента единой государственной информационной системы посредством облачной медицинской информационной системы, действующей по модели SaaS, интегрированной с федеральным информационным ресурсом.
Для сокращения очереди в медицинских организациях, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь, в соответствии с распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 октября 2010 года № 383-рп утвержден план перехода исполнительных органов власти автономного округа, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений автономного округа на предоставление первоочередных государственных и муниципальных услуг в электронном виде. В настоящее время запись на прием к врачу дополнительно реализована через интернет и терминалы самозаписи.
Электронными видами услуг на прием к врачу воспользовалось 1693752 гражданина. Через терминалы самозаписи произвели запись на прием к врачу 1685347, что составляет 53,5% от общего числа впервые обратившихся пациентов, интернет записью воспользовалось 8405 человек, что составило 0,3%.
План структурных преобразований сети медицинских организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года с акцентом на развитие в больничных учреждениях стационарозамещающих технологий утвержден государственной программой "Развитие здравоохранения на 2014 - 2020 годы".
В 2013 году осуществлена реорганизация станций переливания крови путем их объединения в одно учреждение, таким же образом были реорганизованы центры по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями, 4 участковые больницы реорганизованы во врачебные амбулатории с закрытием коек круглосуточного пребывания, 17 участковых больниц вошли в состав окружных больниц, 3 врачебные амбулатории преобразованы в фельдшерско-акушерские пункты.
По результатам проведенных мероприятий показатель обеспеченности койками круглосуточного пребывания в расчете на 10 тысяч населения по округу составил 78,4, что на 7% ниже аналогичного показателя по Российской Федерации (84,1), функционирование койки в медицинских организациях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры превышает среднероссийский (по Российской Федерации - 323) и составляет 324 дня, показатель средней длительности пребывания больного на койке по округу ниже среднего по Российской Федерации (12,3 дня) на 9,8%, обеспеченность койками дневного пребывания в Югре (20,6 на 10 тыс. населения) на 23,5% выше, чем в Российской Федерации (15,8), число пролеченных больных в дневных стационарах в расчете на 1000 жителей (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - 59,9) в 4 раза превышает среднероссийское значение (14,3).
С 1 января 2014 года в государственную собственность Ханты-Мансийского автономного округа - Югры были приняты муниципальные медицинские организации, необходимость продиктована потребностью в повышении управляемости системы здравоохранения и обеспечении эффективности ее функционирования.
Подпрограммой VIII "Территориальное планирование учреждений здравоохранения автономного округа" государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие здравоохранения на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года № 414-п, распоряжением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 декабря 2013 года № 858-рг "О мерах по реализации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 года" предусмотрены следующие мероприятия, направленные на оптимизацию структуры отрасли:
до конца 2014 года будут реорганизованы врачебно-физкультурные диспансеры путем их объединения и создания головных учреждений, а также центры медицинской профилактики путем их объединения и создания головных учреждений;
до конца 2015 года будут реорганизованы путем объединения небольших медицинских организаций с более крупными, ранее бывшими центральными районными больницами, учреждения здравоохранения Кондинского и Советского районов;
до конца 2016 года будут реорганизованы путем объединения небольших медицинских организаций с более крупными, ранее бывшими центральными районными больницами, учреждения здравоохранения Березовского, Нижневартовского, Сургутского и Ханты-Мансийского районов.
Реорганизация сети медицинских организаций позволит ежегодно увеличивать объем стационарозамещающей помощи.
Проведены мероприятия по оптимизации расходов на оплату труда вспомогательного и административно-управленческого персонала путем передачи непрофильных функций на аутсорсинг: службы технической эксплуатации заданий. Доля расходов на оплату труда вспомогательного и административно-управленческого персонала в общем фонде оплаты труда медицинских организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, по данным отчета по форме ЗП-здрав "Сведения о численности и оплате труда работников сферы здравоохранения по категориям персонала" за 2013 год, не превышает предельное значение в 40 процентов и фактически составляет 18%.
Предельная доля фонда оплаты труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда государственных медицинских организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры установлена в приказе Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 декабря 2013 года № 17-нп "Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников медицинских организаций, подведомственных Департаменту здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", размер которой составляет не более 40%.
2.2. Совершенствование системы управления здравоохранением автономного округа.
Реализация данной задачи позволит построить прямое нормативно-правовое регулирование и концентрацию финансовых и кадровых ресурсов (Департамент здравоохранения автономного округа, территориальные зональные управления Департамента здравоохранения автономного округа, включающие в себя управленческий аппарат, ведущие учреждения здравоохранения, оказывающие специализированную медицинскую помощь, многопрофильные зональные медицинские учреждения, центральные городские (межмуниципальные) учреждения здравоохранения, организации, учрежденные для осуществления обеспечивающих управленческих функций).
2.3. Оптимизация кадрового потенциала.
Для ее осуществления в 2013 году планируется провести анализ соответствия штатной численности персонала медицинских организаций автономного округа стандартам и порядкам оказания медицинской помощи.
В настоящее время укомплектованность штатных должностей врачами, оказывающими населению первичную медико-санитарную помощь, физическими лицами составляет 86,1%, причем в городах данный показатель составляет 88,2%, в районах 80,6%. Доля врачей первичного звена от общего числа врачей составляет 57,1%. В результате реализации мероприятий планируется ее увеличение к 2018 году до 63,9%.
В 2013 - 2014 годах Министерством труда Российской Федерации совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации будут актуализированы квалификационные требования к работникам с учетом современных требований к качеству услуг, в том числе путем разработки профессиональных стандартов.
В рамках подготовки к внедрению профессиональных стандартов и целях повышения качества профессиональной среды планируются: проверка медицинских и фармацевтических работников медицинских организаций на предмет их соответствия требованиям к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности в соответствии со статьями 69, 100 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", соответствия уровня их подготовки (в том числе по программам дополнительной подготовки) действующим нормативным актам Минздрава России, утверждающим номенклатуры должностей, специальностей, порядок подготовки специалистов, проверка других категорий работников, в том числе занимающихся вопросами трудовых отношений и оплаты труда, на соответствие их современным квалификационным требованиям.
Проверки будут осуществляться в текущем режиме - при приеме на работу, а также при проведении аттестации (проведении оценки уровня соответствия) на соответствие занимаемой должности или выполняемой работе.
Аттестация на соответствие занимаемой должности или выполняемой работе позволит организовать мероприятия по обучению работников медицинских организаций по программам дополнительной подготовки, создаст основу для внедрения эффективного контракта.
Подготовка специалистов здравоохранения осуществляется в окружных образовательных учреждениях, а также в медицинских образовательных учреждениях, находящихся за пределами автономного округа, по бесплатным (бюджетным) путевкам, выделяемым образовательными учреждениями, и за счет средств текущего финансирования медицинских организаций в соответствии с Приказом Минздрава России от 3 августа 2012 г. № 66н "Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков, путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях". В этой связи планами медицинских организаций, с учетом результатов